08:52 Горячее лето холодного шельфа | |
В начале 1990-х годов, в непростой ситуации после распада СССР, на шельфе арктических морей бурение разведочных скважин по заказу государства было практически прекращено. И только после создания акционерного общества "Газпром" в 1993 г. работы были продолжены по его инициативе. Тогда для разведочного бурения в Печорском море "Газпром" использовал СПБУ "Мурманская", принадлежащую ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР). А в 1994 г. для освоения шельфовых месторождений было учреждено дочернее специализированное предприятие ООО "Газфлот", которому было поручено разведочное бурение на Печорском шельфе Баренцева моря, Обской и Тазовской губ Карского моря. Позднее, с появлением у ООО "Газфлот" ППБУ "Полярная звезда" и "Северное сияние", компания приступила к работам и на шельфе Охотского моря. Сегодня ПАО "Газпром" – единственная нефтегазовая корпорация в России, которая может обеспечить морское бурение собственными установками. Все они находятся в управлении ООО "Газпром флот". За почти четверть века ООО "Газфлот", переименованное в ООО "Газпром флот", с использованием своих и арендованных буровых установок завершило строительство 58 поисково-разведочных и эксплуатационных скважин. Сегодня в управлении компании находятся пять буровых комплексов. Они приписаны к филиалу компании в г. Мурманск. На счету морской дочки "Газпрома" следующие открытые месторождения углеводородного сырья: нефтяные в Печорском бассейне – Варандей-море, Медынское-море и Долгинское с запасами около 300 млн т; арктические месторождения природного газа – Северо-Каменомысское, Обское, Каменомысское-море, Чугорьяхинское, Антипаютинское, Тотаяхинское, Южно-Киринское, Мынгинское, Харасавей-море, Семаковское с общими запасами более 1 трлн кубометров. Именно "Газпром флот" завершил доразведку Штокмановского ГКМ. Летом 2006 г., используя полупогружную буровую платформу Deepsea Delta, арендованную у норвежской компании Norsk Hidro, он выполнил бурение седьмой (и последней) разведочной скважины на Штокмане. В итоге прирост подтвержденных запасов газа составил около 0,5 трлн кубометров. Самый большой объём буровых работ был выполнен в Обской губе. Вначале "Газфлот" использовал для этих целей СПБУ "Мурманская", принадлежащую ФГУП "АМНГР", но она была рассчитана для работы на глубинах не менее 20 м. При глубинах на точке бурения от 8 до 12 м в Обской губе возникали проблемы с её транспортировкой и забором воды на технические нужды. Недостатком было и то, что на транспортировку СПБУ "Мурманская" из Мурманска на точку бурения тратилось короткое летнее время, пригодное для проведения буровых работ. На это уходило до 25 суток межледового сезона. Но, тем не менее, с использованием "Мурманской" были выполнены буровые работы в Печорском море и открыт ряд месторождений. В 1995 г. – Варандей-море (двумя скважинами). В 1997 г. – Медынское-море (четырьмя скважинами, одна по заказу "Газпрома" и три по заказу ЗАО "Арктикшельфнефтегаз"). В 1999 г.– Долгинское (тремя скважинами), в 2000-м – Северо-Каменомысское и Каменомысское-море. В 2001 г. ООО "Газфлот" приобрело СПБУ "Амазон", которая после выполнения на ней подготовительных работ в Мурманске, 12 августа 2002 г. приступила к бурению скважины №2 на месторождении Северо-Каменомысское. Чтобы не тратить время на буксировку СПБУ и увеличить сроки бурения в короткий арктический летний сезон, "Газпром флот" создал базу обеспечения буровых работ и зимнего отстоя СПБУ "Амазон" в портопункте Ямбург. И более 10 лет эта установка обеспечивала максимальную эффективность. К ней в полной мере относятся слова: "Мал золотник, да дорог". И возраст у СПБУ почтенный – она построена в Норвегии в 1982 году. И габариты небольшие – длина 50 м, ширина 37 м, высота с опорами – 75 м, вес – 6570 тонн (в восемь раз легче ППБУ "Северное сияние"). Но компания сумела провести оптимальную модернизацию платформы и собрать действительно высококлассный экипаж с опытными специалистами. С помощью этой СПБУ можно бурить скважины глубиной до 3 км при глубинах воды от 4 до 50 м. "Газпром флот" строил до трёх скважин за сезон в северных морях, что ранее считалось невозможным в сложных условиях Арктики. На счету "Амазона" 23 пробуренные скважины и открытые месторождения природного газа Северо-Каменомысское, Обское, Каменомыское-море, Чугорьяхинское, Антипаютинское, Тотаяхинское, Харасавэй-море в Обской губе и на шельфе Карского моря. В результате прирост запасов газа составил более 1 трлн кубометров. Довелось установке потрудиться и в Азовском море, где с её помощью в районе города Бердянска на газоконденсатном месторождении была построена скважина Белосарайская №1. В 2017 г. после проведения ремонтных работ в Керчи, на заводе "Залив" СПБУ "Амазон" была передислоцирована на Север, в Ямбург. После подготовки к новому буровому сезону ей предстоит строительство разведочной скважины №ПО-1 на Северо-Обском участке по заказу компании НОВАТЭК. Запасы месторождения, которые предстоит подтвердить этим бурением, будут востребованы в рамках проекта "Арктик СПГ-3". Они оцениваются более чем в 1 трлн кубометров газа и почти 150 млн т нефти. Другая самоподъёмная плавучая буровая установка – СПБУ "Арктическая", принадлежащая ООО "Газпром флот", четыре года, с 2014 по 2017-й вела разведочное бурение на шельфе Балтийского моря по заказу ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть". И поработала она неплохо. В период 2014-2015 годов было построено пять скважин, открыто четыре месторождения углеводородного сырья. В буровом сезоне 2016-2017 годов СПБУ "Арктическая" также продолжала буровые работы на шельфе Балтики, на лицензионном участке Д-33. Всего на её счету строительство восьми скважин в Балтийском море. В сентябре 2017 г. СПБУ "Арктическая" из порта Усть-Луга на судне-перевозчике Хiang He Kou отправилась в Сингапур. Там с ноября 2017 г. по март 2018-го выполнялась её модернизация. Проделав путь в 13201 милю, в мае 2018 г. она была доставлена судном-транспортировщиком "Альбатрос" в Мурманск, к причалам 35-го судоремонтного завода (СРЗ). Здесь она прошла подготовку к новому буровому сезону, чтобы отправиться на точку бурения в Карское море, на месторождение Нярмейское. СПБУ будет использована для бурения по заказу ООО "Газпром-геологоразведка". "Арктическая" – одна из самых "молодых" среди морских буровых установок России. Она была построена в Северодвинске на заводе "Звездочка" в 2011 г., но лишь в 2014 г. вступила в строй, после выполнения на ней достроечных работ у причалов 35 СРЗ. Технические характеристики СПБУ "Арктическая" позволяют бурить разведочные и эксплуатационные скважины глубиной до 6,5 км при глубине моря от 7 до 100 м. Она может эксплуатироваться при скорости ветра 46 м в секунду, высоте волн до 18 м. Наличие кантеливера даёт возможность, не перемещая СПБУ, бурить 12 скважин. Длина корпуса – 88 м, ширина – 66 м, высота борта – 9,7 м, высота при полностью поднятых опорах – 139 м. Буксировка СББУ "Арктическая" разрешена при высоте волн 6 м и скорости ветра 23 м/сек. При опущенных на 31,5 м опорах она может осуществлять штормовой дрейф при высоте волн 12 м и скорости ветра 32,7 м/сек. На СПБУ "Арктическая" обеспечен нулевой сброс отходов в море. Здесь производится стопроцентная очистка и обеззараживание технических и фекальных вод станцией HAMMAN. Оставшиеся твёрдые частицы собираются в специальную цистерну и сдаются на берегу. На СПБУ имеются цистерна сбора сточных буровых вод, цистерна сбора очищенных буровых вод, цистерна отработанного масла и контейнеры для выбуренной породы. Мощный верхний привод облегчает процесс бурения. Рабочее место бурильщика размещено в пожаро- и взрывобезопасной кабине с микроклиматом. Управление осуществляется джойстиками, а необходимая информация выводится на мониторы и циферблаты. В двух шагах от рабочего кресла расположен пульт противовыбросового оборудования (ПВО), предназначенного для перекрытия скважины при появлении аномально высокого внутрипластового давления. На устье скважины установлен превентор, куда и поступит сигнал с пульта ПВО, чтобы не допустить выброса газа. За работой узлов и механизмов буровой установки бурильщик может наблюдать не только по приборам и компьютеру, но и с помощью пяти видеокамер. Главный пост управления СПБУ, где находится капитан, совмещён с судовым вертолётным командным пунктом и блоком помещений радиосвязи, навигации и трансляции. На СПБУ по левому и правому бортам имеются средства спасения – катера и спасательные плоты. Для экипажа созданы хорошие условия работы и отдыха. Это немаловажно в суровых климатических условиях Арктики. Свои высокие эксплуатационные характеристики СПБУ "Арктическая" подтвердила на шельфе Балтики. Полный текст читайте в №6 "Нефти России" Доступен для чтения новый номер журнала "Нефть России" в полном объёме. | |
|
Всего комментариев: 0 | |