12 августа в казахстанском порту Актау была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, а также согласованы принципы сотрудничества пяти государств, имеющих к нему доступ. Переговоры продолжались 22 года, состоялось пять саммитов лидеров государств и сотни встреч на низшем уровне, эксперты проводили консультации, однако, до самого последнего момента никто не знал, удастся ли подписать договор. По мнению иранских СМИ, шансы на это составляли 50%. Уже сам факт того, что переговоры шли так долго, но в итоге стороны смогли выработать какую-то форму соглашения, склоняет присмотреться к ситуации внимательнее. В первую очередь сделать это стоит потому, что достигнутый компромисс показывает, как выглядит расклад сил в регионе и какими интересами руководствуются основные игроки.
Конвенция не решила основной проблемы, связанной с борьбой за нефтяные и газовые месторождения на дне Каспийского моря (напомню, что по объему ресурсов оно занимает второе место после Персидского залива), однако, позволило урегулировать три других не менее важных вопроса. Во-первых, был принят принцип, что размер зоны экономических интересов будет зависеть от протяженности береговой линии каждого государства. Против такого решения много лет выступал Иран, который хотел, чтобы море поделили на равные части. Во-вторых, (это существенный сдвиг и, как многие полагают, уступка со стороны Москвы) решения по поводу прокладки нефте- и газопроводов будут принимать государства, занимающиеся тем или иным проектом, а не все страны, имеющие выход к морю.
<
На практике это позволит построить трубопроводы, соединяющие Туркмению с Казахстаном и Азербайджаном, а далее — с Европой. Ашхабад получит возможность выйти на привлекательный европейский газовый рынок, а Баку сможет заработать на транзите. Эксперты, ссылаясь на слова президента Алиева, указывают на возросшее значение транзита (в первую очередь из Китая) для местной экономики. Как сообщил в Актау азербайджанский лидер, в 2017 году через его страну было перевезено 1,7 тысяч тонн грузов, а за первые шесть месяцев 2018 — 175 тысяч тонн. Резкий рост объема грузоперевозок связан с запуском железнодорожной ветки Баку — Тбилиси — Карс. Вот уже больше года звучат разговоры о том, что с ней можно соединить ветку, идущую из Китая в Казахстан. Смешанная форма перевозок с использованием железнодорожного транспорта и паромов позволит активизировать транзит через так называемый южный коридор и лишить Москву значительной части доходов от развития торговли между Европой и Китаем. Сейчас Баку хочет также стать важным игроком на рынке транзита нефти и газа.